Роль компьютерных технологий и Интернета в дошкольном образовании


    Пора умиленных рассуждений об информационных технологиях в образовании прошла. Эти рассуждения было интересно читать, пока существовал выбор; а не попробовать ли вместо доски и книги использовать экран и показать на нем нечто занятное или продолжать работать по старинке. Сегодня возможность выбора резко сузилась, завтра его вообще не будет. Информационные технологии проникли во все сферы нашей жизни. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными компьютерными программами.
     Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий. Но вот вопрос: способствуют ли компьютерные  технологии  и  Интернет развитию ребёнка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютерных  технологий  для обучения детей дошкольного возраста.
     Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.  На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения разнообразных задач. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Признавая, что компьютерные  технологии  — это новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
     Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к учебному процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию мыслительных способностей. Одним из важных моментов применения компьютерных  технологий  и  Интернета в работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе.
     Использование компьютерных  технологий  и  Интернета позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким и наглядным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию, а так же предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения.
      Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
     Компьютерные технологии оказывают положительных эффект в развитии детей при правильном их использовании. Замечено, что при грамотном подборе программ и игр у детей лучше развивается логическое мышление, улучшается координация глаз и рук. У ребенка развивается уверенность в себе и чувство собственного достоинства, дети более сосредоточены по сравнению с детьми, которые не имеют опыта пользования компьютером.
     Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста можно разделить обучение на несколько этапов:
- в младшем дошкольном возрасте с 2 до 3 лет дети познают мир с помощью прикосновений и звуков, поэтому компьютерная клавиатура и мышка вызывают у них неподдельный интерес. Их внимание к монитору легко привлекает обучающая игра;
- в среднем дошкольном возрасте с 3 до 5 лет дети уже вполне способны научиться включать и выключать компьютер, полноценно управлять мышкой и понимать принцип работы клавиатуры. Обучающие программы для этого возраста нацелены, как правило, на развитие речи и логического мышления, развитие памяти у ребенка. Необходимо показать ребёнку, что компьютер обладает множеством возможностей, с его помощью можно слушать музыку, смотреть фильмы, изучать иностранные языки;
- в старшем дошкольном возрасте с 5 до 7 лет происходит активное изучение азбуки, и взаимодействие ребенка с компьютером переходит в новую фазу. В 6-7 лет можно познакомить ребенка с интернетом, научить пользоваться поисковыми системами, создавать документы и сохранять их в папках.
     При использовании компьютерных технологий и Интернета встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с компьютером по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.
     В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.
     Подводя итог, можно отметить, что применение компьютерных  технологий  и  Интернета  открывает большие перспективы в образовании, но необходимо также понимать: использование только компьютерных  технологий  и  Интернета  на занятиях не решит всех проблем. Следует не забывать, что роль живого слова педагога очень велика, и соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объёме». Преувеличивать значение компьютерных  технологий  и  Интернета в учебном процессе не стоит, так как перекос системы в одном направлении уменьшает её стабильность, ухудшает эффективность. Мера и сбалансированность во всём - вот залог успешной учебно-воспитательной работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий